Купить

ВЦ «ТехноСофт»



Кодекс\Техэксперт

Сертификаты 1С

Касперский бизнес партнер







1С:Рыбопереработка – совместное отраслевое решение для рыбоперерабатывающих предприятий: повышает качество, минимизирует затраты.

Данное совместное решение предназначено для предприятий различной мощности, но большинство из них объединяет одно свойство – все они осуществляют полный цикл переработки: начиная с закупа сырья (а возможно, и добычи или выращивания морепродуктов) и заканчивая реализацией готовой продукции.

Причем это может быть или доставка до торговой точки, или собственная розничная сеть. При этом на предприятии может быть несколько производственных цехов и занято до нескольких тысяч человек. Для ведения хозяйственной деятельности в таких компаниях или даже в группах компаний необходимо решение, которое поможет вести учет во всех областях осуществляемой деятельности. Поэтому отраслевой продукт выполнен на базе типового решения «1С:Управление производственным предприятием». В итоге 1С:Рыбопереработка - полноценная ERP-система, сочетающая в себе все возможности флагманского решения «1С» и отраслевую специфику.

Промышленная переработка морепродуктов – сложный процесс, сопряженный с определенными трудностями. Мы выделяем лишь некоторые из них, наиболее важные на наш взгляд:

Сырье – это не меньше сотни видов морепродуктов, пригодных для промышленной переработки, которые, кроме того, могут иметь множество различий только из-за разницы в дате или месте вылова. К этому можно добавить, что даже при совпадении этих условий каждая партия может очень сильно отличаться от другой. И в результате технологические потери – одна из наиболее важных составляющих в формировании себестоимости готовой продукции – тоже величина не постоянная.

Продолжительность технологического цикла может быть от нескольких часов до нескольких суток. И при этом технологический процесс требует неусыпного контроля. Необходимо регулярно отслеживать как показатели окружающей среды или параметры оборудования, такие как температура и влажность, так и характеристики самой продукции, например содержание соли и влаги.

Также в связи с огромным разнообразием видов сырья и, наверное, в связи с деликатными свойствами морепродуктов технологический процесс изобилует большим количеством операций, выполняемых вручную, что тоже осложняет процесс переработки и учета.
И последнее, что хотелось бы выделить, - это наличие в ассортименте продукции с короткими сроками хранения, что не позволяет делать значительные запасы готовой продукции и требует отслеживания остатков на складах в разрезе дат выработки или сроков реализации.


При этом на рынке отсутствуют отраслевые решения российского и иностранного производства для рыбопереработки, а доработка типовых решений получается довольно сложной и дорогостоящей.

Именно на отраслевой специфике нашего решения позвольте мне акцентировать Ваше внимание.

  • В решении реализован универсальный механизм, позволяющий осуществлять грамотную приемку сырья и вспомогательных материалов, а также систематизировать полученные данные.
  • Предоставлены широкие возможности для хранения данных о самом процессе производства в виде нормативных данных, показателей для контроля или в виде описания процесса.
  • Заложена возможность пошагового ведения технологического процесса на основании отслеживания движения сырья, начиная от момента его загрузки до момента выхода с производства.
  • Возможен выбор глубины детализации производственного процесса исходя из требований учетной политики на предприятии.
  • Реализовано автоматическое списание материалов в процессе производства, как по нормативам, так и по фактическому расходу.
  • Предусмотрен отдельный учет многоразовой (оборотной) тары.
  • Осуществляется постоянный контроль себестоимости и параметров технологического процесса.
  • Выделен отдельный документ для учета трудового участия сотрудников в процессе производства продукции с последующим использованием этих данных при начислении управленческой или регламентной заработной платы.



Теперь позвольте мне более подробно остановиться на тех моментах, которые и помогут выпускать качественный и при этом недорогой продукт.

Конечно, во-первых, это организация приемки сырья. Потому что получение сырья на предприятии – это уже, по сути, начало производственного процесса и качество готовой продукции напрямую зависит от качества приемки сырья. Поэтому в решении усилен справочник «Серии номенклатуры». В него добавлены такие немаловажные на наш взгляд реквизиты, как дата производства и производитель. Эти реквизиты направлены на возможность осуществлять приемку сырья и материалов в соответствии с инструкциями Госарбитража П-6 и П-7. А зафиксировав заранее срок хранения, сразу можно автоматически получить дату окончания реализации.

Но эти данные не дают даже малейшего представления о качестве получаемого сырья. Для этой цели предусмотрен универсальный инструмент – документ «Удостоверение качества». Показатели, которые могут быть записаны с помощью данного документа, создаются пользователями, исходя из системы контроля качества, принятой на предприятии. Например, к документу «Поступление товаров и услуг» создается документ, в котором будут зафиксированы: температура сырья, наличие сопроводительных документов и механические повреждения тарных мест. А к документу «Требование накладная» - уже документ с такими реквизитами: соответствие размерному ряду, консистенция, запах и другие органолептические показатели. А при наличии собственной лаборатории или заключения лаборатории на стороне – данные по физико-химическим и микробиологическим показателям. На одну настройку документа возможно зафиксировать до двадцати показателей.

Для успешного ведения производства, конечно, необходимо тщательное его описание. Так как процесс производства – это последовательное выполнение технологических операций, здесь мы не стали ничего изобретать и за основу хранения данных выбрали существующий справочник «Технологические операции» и дополнили его реквизитами, отвечающими специфике производства.

Ну конечно, первое – это привязка к сырью, так как сколько видов сырья, столько и нюансов производства. Здесь бы хотелось немного пояснить, что с целью более четкого понимания программного продукта специалистами отрасли, мы внесли небольшие изменения в понятие номенклатура. Для удобства пользователей нам пришлось ввести такой вид номенклатуры, как «Сырье», и этим отделить эти позиции номенклатуры от других, таких как вспомогательные материалы.
«Технологические потери» – один из важнейших показателей операции, так как напрямую влияет на стоимость конечного продукта. В технологические потери включены потери массы, неликвиды и возвратные отходы.


Также понятие рабочий центр нами было немного конкретизировано. Это может быть:


  • первое - участок производственного цеха, участок при этом обладает определенными характеристиками, например такими, как прикрепленная бригада и способ расчета заработной платы.
  • Второе значение рабочего центра – это оборудование. В случае если рабочий центр выступает в роли оборудования, то по основному сырью можно закрепить как его производительность (или емкость), так и возможность параллельно обрабатывать на одном оборудовании вместе с текущим сырьем другие виды сырья со схожими характеристиками.
  • Материалы, то есть номенклатура, не относящаяся к сырью, рассчитываются с учетом потерь именно на данной операции и привязываются к количеству сырья на выходе с этой операции.
  • Еще один важный отраслевой показатель - это дополнительные продукты. Под дополнительными продуктами понимаются возможные варианты применения различных частей данного сырья. Дополнительные продукты – это, по сути, полуфабрикат для одного или нескольких готовых продуктов, который является сопутствующим при производстве основного продукта. В зависимости от учетной политики, принятой на предприятии, дополнительные продукты могут иметь стоимость как основное сырье или быть возвратными отходами и входить в состав технологических потерь. По дополнительным продуктам фиксируется доля их выхода по отношению к количеству сырья, зашедшему на операцию.
  • Также на операции фиксируются нормы трудозатрат по каждому разряду персонала, допущенного к данной операции, и технологические параметры производства или самого сырья, требующие контроля на данной операции.



Основной документ блока производства – Оперативное производство.


Основная цель документа – в режиме реального времени фиксировать технологический процесс. В документе содержится вся необходимая информация для контроля над процессом производства. Простота и при этом информативность данных достигается за счет размещения информации по всему технологическому циклу, выполненному за смену, в одном документе. Так, передача сырья, перемещение с одной операции на другую и выход готовой продукции фиксируются с помощью данного документа. Такое ведение учета в большинстве случаев совпадает с реальной картиной, когда смена имеет логичное, с точки зрения производства, начало и окончание. В документе четко и понятно заносятся технологические потери; если существуют количественные методы их оценки, то предлагаемые к заполнению нормативные потери могут быть заменены фактическими. В дальнейшем потери в количественном выражении передаются от операции к операции, чтобы при выходе готовой продукции видеть фактический коэффициент потерь именно для конкретной продукции. Ну и название документа «Оперативное производство» в полной мере отражено в том, что проведение документа осуществляется в соответствии со временем, указанным в строке документа. В итоге получаем картину производственного процесса в режиме реального времени. Соответственно и контроль остатков, и передача готовой продукции – все идет в соответствии со шкалой времени.
При перемещении сырья с одной операции на другую происходит автоматическое списание материалов в соответствии с нормами закладки для данной операции. В итоге в производстве видно на остатках не просто сырье, а уже полуфабрикат с фактическим весом и со стоимостью всех вложенных на данный момент материалов. В случае перенаправления сырья на выпуск другой продукции потери данных не произойдет. По факту при больших объемах производства нормативы очень редко с точностью совпадают с действительной закладкой, чтобы не накапливать эту ошибку на весь период и не распределять ее, к примеру, на месячный выпуск, распределение расхождений делается в рамках одного документа пропорционально потраченному на операциях количеству материала.
Также еще одна специфика отрасли отражена в данном документе. Это работа с оборотной тарой. Ряд продукции укладывается в тару, которая обладает большой стоимостью и при этом может использоваться по назначению не один раз. Поэтому, чтобы пойти на снижение отпускной цены, многие производители работают с такой оборотной тарой. Документ автоматически просчитывает количество необходимой оборотной тары, списывает ее со склада хранения и перемещает параллельно с продукцией на склад для дальнейшей реализации.
Решение предлагает удобный и эффективный механизм контроля параметров технологического процесса. Если по технологической инструкции или другому документу необходимо контролировать какие-либо показатели состояния внешней среды, оборудования или самого сырья, то для соответствующей операции прописываются эти показатели и через удобную форму фиксируются с указанием конкретной партии сырья, обрабатываемой в данное время. По каждой записи возможно зафиксировать время снятия показания.

В момент выхода готовой продукции происходит фиксация фактической себестоимости продукта и для сравнения его стоимость при нормативном коэффициенте потерь и соблюдении закладки всех вспомогательных материалов. Отдельно отображаются все составляющие себестоимости продукции: стоимость сырья, с учетом коэффициента потерь, и стоимость вспомогательных материалов. Также заложены две полезные на наш взгляд функции: происходит автоматический пересчет между единицами измерения производственного сырья и готовой продукции с учетом норм содержания основного сырья в готовой продукции и автоматически создается серия номенклатуры с текущей датой выпуска и производителем в виде организации, к которой относится данное производственное подразделение.

Для расчета трудового участия персонала предусмотрен отдельный документ «Распределение КТУ». Данная операция была выведена в отдельный документ по причине того, что система позволяет начислять премию за конкретно выполненную операцию по каждому человеку, поэтому, чтобы снизить количество сотрудников и соответственно операций в одном документе, он делается на каждый производственный участок. Начисление премии за выполненную работу можно осуществлять тремя путями. По какому пути будет идти распределение, закрепляется для каждого конкретного участка.
Распределение суммы, начисленной на участок, долями между всеми участниками в соответствии с отработанным временем.
Распределение суммы, начисленной на участок, через коэффициенты трудового участия.
Распределение суммы, начисленной на участок, путем фиксации количества переработанного сырья конкретным человеком на конкретной операции («чистая» сделка).
В последнем случае можно отследить производительность сотрудника, сравнивая нормы времени и фактически отработанное время.

В завершение, с целью повышения качества в процессе продаж, немного доработали систему работы с клиентами через прикрепленных менеджеров (торговых представителей). В настоящее время на рынке повсеместно присутствуют крупные торговые сети, на одно юридическое лицо может быть открыто несколько тысяч торговых точек, и они могут располагаться по всей стране. Не представляется возможным вести такого крупного клиента одному человеку. В качестве системы распределения нами приняты конкретные торговые точки, которые прикрепляются к ответственному менеджеру через адреса доставки. Соответственно, все взаимоотношения с контрагентами возможно отслеживать с детализацией до адреса. Также для более оперативного решения вопросов, связанных с приемом-передачей продукции в торговой точке, в документ «Реализация товаров и услуг» добавлен реквизит «Экспедитор».
Хотелось бы отметить, что еще один немаловажный для любой производственной компании в сфере продуктов питания аспект, такой как работа с возвратами продукции, возможно оптимизировать с помощью универсального документа «Удостоверение качества». Возвраты продукции могут достигать нескольких процентов от оборота компании, поэтому их учет, систематизация и последующий анализ – обязательная составляющая в системе мероприятий по улучшению качества продукции и уменьшению издержек.

Выводы, которые можно сделать на основании вышеизложенного:

  • Внедрение прикладного решения позволит применить на предприятии системный подход в решении проблем, связанных с высоким уровнем производственных затрат и нестабильным качеством готовой продукции.
  • Все элементы системы взаимосвязаны, и каждый повышает эффективность сопутствующих мероприятий, направленных на уменьшение издержек и контроль качества продукции.
  • Построение системы контроля качества, начиная с приемки сырья по качественным показателям и заканчивая отгрузкой продукции под контролем экспедитора, на порядок повышают удовлетворенность клиентов, что приводит к росту объема продаж.
  • Мероприятия по контролю над расходом сырья, материалов, участия персонала в производственном процессе, с одной стороны, уменьшают себестоимость готового продукта, с другой стороны, являются элементом контроля за качеством продукта.
  • Фиксация действий сотрудников на производстве, при реализации и доставке продукции клиенту позволяет решать возникающие проблемы непосредственно с участниками процесса, не тратя время на их поиск.
  • Контроль над технологическими показателями производства, помимо решения вопросов сохранения качества, позволяет держать в центре внимания и параметры, влияющие на себестоимость продукта и эффективную работу технологического оборудования.
  • Внедрение системы сдельной оплаты труда мотивирует персонал на постоянное повышение производительности труда и при этом позволяет осуществлять грамотное планирование производственного процесса на основании норм времени.
Яндекс.Метрика